Роспотребнадзор
внимательно отслеживает недобросовестные практики, маркетинговые акции и иные
действия отдельных компаний с целью выработки подходов к регулированию вопросов,
связанных с прозрачностью ценовых и иных условий в момент принятия потребителем
решения. На рабочих группах и совещаниях с участием Минпромторга России,
Минюста России и представителей крупного российского ритейла Роспотребнадзор
последовательно отстаивал позицию, что в условиях бурного роста электронной
торговли необходимо не допустить на рынке манипулирование информацией о цене и
товаре в целях введения потребителей в заблуждения или обмана их ожиданий от
той или иной покупки. В последние годы наблюдаются настойчивые попытки
розничного бизнеса изменить ключевые правила взаимодействия с потребителем.
Прежде всего это касается законодательного закрепления возможности отказать
потребителю в продаже товара под действительным или мнимым предлогом. Связано
это, прежде всего, с глобальной цифровизацией каналов продаж, усложнением
логистики, появлением масштабного бизнеса, основанного на создании
посреднических платформ (маркетплейсов), которые не хотят делить риски и
ответственность с продавцами.
Однако в новых
Правилах продажи (Постановление Правительства Российской Федерации от
31.12.2020 № 2463) Роспотребнадзору удалось отстоять норму, согласно которой
при продажах через «Интернет» договор розничной купли-продажи считается
заключенным с момента выдачи продавцом потребителю кассового или товарного чека
либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения
продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной
купли-продажи. Никаких норм, предусматривающих возможность расторгнуть такой
договор Правила продажи не предусматривают. Естественно, когда речь идет о
формировании маркетинговых акций, распродаж от маркетплейса или продавца
требуется взвесить риски, связанные с ажиотажным спросом, нельзя допускать
заключение договоров при отсутствии товаров на складе – это сопряжено как с
правовыми, так и с репутационными рисками. Особо хочется подчеркнуть, что
тотальное распространение практик продаж, при которых продавец или торговая
площадка заявляют о крупных скидках не основано на базовых принципах законодательства
о защите прав потребителей. Дело в том, что информация о цене товаров должна
формироваться таким образом, чтобы обеспечить возможность для потребителей
сделать правильный выбор. Установление же заведомо нереальной цены и снижение
ее в два-три раза или на 90%, как зачастую указывают продавцы, призвано сыграть
исключительно на поведенческих особенностях потребителя, привыкшего к
рациональному использованию бюджета и стремящемуся сэкономить за счет скидок. В
настоящее время эти вопросы предметно не регулируются законодательно, поскольку
у потребителя в цифровой среде есть инструменты сравнения товаров по цене при
помощи специальных платформ или обычных поисковых систем.
Если товар заказан на условиях
специальной акции – то продавец должен исполнить такой договор. При этом особо
подчеркиваем, что факт оплаты товара не играет существенной роли – само по себе
важно то обстоятельство, что потребитель отреагировал на публичное предложение
продавца.
Правилами
продажи также предусмотрена обязанность продавца ответить на сообщение
потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи (пункты 13 и
14), направить ему номер заказа или иной способ идентификации заказа, который
позволяет потребителю получить информацию о заключенном договоре розничной
купли-продажи и его условиях.
Если же на
сайте продавца или маркетплейса (владельца агрегатора в терминологии Закона «О
защите прав потребителей») произошел технический сбой, характеризующийся
выставлением «неправильных цен» или скидок – юридически для потребителя это не
меняет ситуации, поскольку даже продажи за 1 рубль – распространенная практика
привлечения внимания к тому или иному товару или бренду. В таких случаях у
продавца, безусловно, есть право обратиться в суд с требованием о расторжении
договора. Однако действовать в одностороннем порядке, расторгать договор или
признавать его незаключенным, по закону продавец не может. Эти ситуации требуют
внимательного отношения к потребителю, недопустимо решение такого спора
исключительно с позиции «экономической силы». По наблюдениям, многие
потребители готовы и сами отказаться от сделки, если им корректно объяснить
причины, по которым она не может быть исполнена, но потребитель в любом случае
вправе требовать исполнения де-юре и де-факто заключенного договора: как
передачи товара по оплаченной цене (или цене заказа), так и возмещения убытков,
связанных с реализацией своего права получить купленную вещь.