Роспотребнадзор
напоминает, что необходимо сохранять бдительность при приобретении товаров в
социальных сетях. Важно помнить, что очень часто интернет-продавцами выступают
граждане, не обладающие статусом индивидуального предпринимателя. Это значит,
что при заключении с ними договора покупателю будет сложно рассчитывать на
гарантии, установленные законом «О защите прав потребителей». Если гражданин продает товары или
рекламирует в социальных сетях свои профессиональные услуги (в области
профессионального обучения, консультирования, дизайна, уборки, переездов,
бытового обслуживания, ремонта, красоты и т.п.), то по закону он должен
раскрыть информацию о себе (ФИО или наименование юридического лица, место
нахождения). Эта информация нужна для предъявления претензий или вызова такого
субъекта в суд, если он нарушит ваши права.
Помните, что
продавец или исполнитель услуг всегда может удалить информацию из социальных
сетей. Прежде чем оплачивать заказ или договор уточните, получите ли вы
онлайн-чек. Если оплата производится на карту физического лица, довольно сложно
будет получить информацию о настоящем ее держателе, а узнать адрес такого
человека могут только правоохранительные органы (например, в рамках проверки
заявления о совершении преступления).
Как
заказать услугу и не пожалеть потом о потерянных денежных средствах?
Рекомендация:
прежде всего попросите у вашего контрагента сведения об ИНН. Если он осуществляет
свою деятельность легально, то представить эти сведения не составит ему труда.
ИНН позволит Вам проверить
информацию о нем:
- в реестре
индивидуальных предпринимателей и юридических лиц
Обратите внимание, что для
отдельных видов деятельности исполнитель работ или услуг должен обладать
лицензией, например, на медицинскую и образовательную деятельность
У водителей такси также должна
быть информация о специальном разрешении на оказание таких услуг. Такие
перевозки застрахованы, а их безопасность контролируют специальные надзорные
органы.
Решившись на
покупку в социальных сетях, обязательно уточните у продавца характеристики товара,
место производства, наличие инструкции на русском языке, наличие сертификата
или декларации о соответствии. Сертификат или декларация соответствия - это
документ, оформляемый по результатам лабораторных испытаний. Иными словами -
это доказательство того, что продукция соответствует заявленным техническим
регламентам и является безопасной для потребителя.
Рекомендация:
если у покупателя возникают сомнения он вправе самостоятельно проверить наличие
сертификата или декларации соответствия на официальном сайте Росаккредитации.
Еще один важный критерий выбора
продавца: согласие на заключение договора в письменном виде, в котором будет
прописана личность продавца, его адрес, а если это физическое лицо – паспортные
данные. Продавец, готовый отвечать за качество товара, предоставит все
документы и информацию о себе.
Самые
популярные схемы мошенничества в социальных сетях связаны с хищением денег с
банковских карт. Мошенники могут просить отправить sms, данные карты,
настойчиво уговаривать оплатить несуществующие штрафы или продавать лекарства и
медицинские изделия, якобы эффективные для профилактики и лечения коронавируса.
В случае мошенничества и вымогательства необходимо незамедлительно обращаться с
заявлением в полицию.
Если
покупатель разочарован в купленном онлайн-товаре, в первую очередь необходимо
официально обратиться к продавцу. Чем грамотнее будет такой запрос – тем выше
шансы решить спор в свою пользу. На ответ и разрешение проблемы законом
отводится 10 календарных дней. Если после этого вопрос не решен, необходимо
обращаться в контролирующие органы или полицию, а для возврата денег –
обратиться в суд.