Материалы и оборудование детского сада. Иллюстрированный атлас
Предметно-развивающая среда
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс
материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических,
психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном
процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.
Функция педагога заключается в том, чтобы, используя РППС и ее средства, помочь
ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое
внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит
обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника. Специалисты РАО
рекомендуют при выборе учебно-методических материалов ориентироваться на ФОП
ДО. В федеральную программу входят пособия по организации образовательного
процесса для всех возрастных групп воспитанников – от 2 месяцев до 8 лет, по
всем образовательным областям.
Специалисты РАО предлагают три варианта проектирования РППС: по пространствам,
функциональным модулям и в виде центров детской активности. В групповых
помещениях все оборудование можно объединить по трем пространствам:
Ø активной деятельности,
Ø спокойной деятельности,
Ø познания и творчества.
В пространстве активной деятельности разместите оборудование, связанное с
двигательной активностью, сюжетно-ролевыми играми и т.д. В пространстве
спокойной деятельности оформите зону релаксации, конструктивных,
театрализованных и настольных игр. Положите книги, установите мягкую детскую
мебель, организуйте места приема пищи. В пространстве познания и творчества
установите оборудование для экспериментирования и творчества.
2 вариант. Проектирования среды по функциональным модулям. Функциональный
модуль – это группа функционально связанных компонентов по видам детской
деятельности: учебных пособий, игр, игрушек,материалов, оборудования,
инвентаря.
Можете организовать 11 функциональных модулей:
o игровой;
o физкультурно-оздоровительный;
o музыкальный;
o художественно-творческий;
o поисково-исследовательский;
o релаксации;
o логопедический;
o психологического сопровождения;
o дефектологический;
o административный;
o территории и архитектуры.
Добавьте бытовой модуль и включить в него все, что связано с приемом пищи,
трудовыми поручениями, трудовой деятельностью.
3 вариант. Проектирование центров детской активности.
Центры детской активности обеспечивают все виды детской деятельности по ОП ДО.
Количество и содержание центров будет зависит от возраста воспитанников.
В группах раннего возраста достаточно шести центров детской активности:
- Центр двигательной активности для развития основных движений
детей.
- Центр сенсорики и конструирования для организации предметной
деятельности и игры с составными и динамическими игрушками, освоения
детьми сенсорных эталонов формы, цвета, размера.
- Центр игры для организации предметных и
предметно-манипуляторных игр, совместных игр со сверстниками под
руководством взрослого.
- Центр творчества и продуктивной
деятельности для
развития восприятия смысла музыки, поддержки интереса к рисованию и
лепке,становлениюпервыхнавыковпродуктивнойдеятельности,освоениявозможностейразнообразных
изобразительных средств.
- Центрпознанияикоммуникации(книжныйуголок),восприятиясмысласказок,стихов,рассматриваниякартинок.
- Центр экспериментирования и труда для организации
экспериментальной деятельности с материалами и веществами (песок, вода,
тесто и др.), развития навыков самообслуживания и становления действий
сбытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и др.).
В группах для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) предусматривается
следующий комплекс из 13 центров детской активности:
- Центр двигательной активности (ориентирована организацию игр
средней и малой подвижности в групповых помещениях, средней и интенсивной
подвижности в физкультурном и музыкальном залах, интенсивной подвижности
на групповых участках, спортивной площадке, всей территории детского сада)
в интеграции с содержанием образовательных областей
«Физическоеразвитие»,«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое
развитие».
- Центр безопасности, позволяющий организовать
образовательный процесс для развития у детей навыков безопасности
жизнедеятельности в интеграции содержания образовательных областей
«Физическое развитие»,«Познавательное развитие»,«Речевое развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие».
- Центр игры, содержащий оборудование для организации
сюжетно-ролевых детских игр, предметы-заместители в интеграции с
содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое
развитие»,«Социально-коммуникативное развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие»и«Физическое развитие».
- Центр конструирования, в котором есть разнообразные
виды строительного материала и детских конструкторов ,бросового материала
схем, рисунков, картин, демонстрационных материалов для организации
конструкторской деятельности детей в интеграции с содержанием
образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»и «Художественно-эстетическое
развитие».
- Центр логики и математики, содержащий разнообразный
дидактический материал и развивающие игрушки, а так же демонстрационные
материалы для формирования элементарных математических навыков и
логических операций в интеграции с содержанием образовательных областей
«Познавательное развитие»,«Речевое развитие»,«Социально-коммуникативное
развитие».
- Центр экспериментирования, организации наблюдения и
труда, игровое оборудование, демонстрационные материалы и дидактические
пособия которого способствуют реализации поисково-экспериментальной и
трудовой деятельности детей в интеграции с содержанием образовательных
областей «Познавательное развитие»,«Речевое
развитие»,«Социально-коммуникативное развитие».
- Центр познания и коммуникации детей, оснащение которого
обеспечивает расширение кругозора детей и их знаний об окружающем мире во
взаимодействии детей со взрослыми и сверстниками в интеграции с
содержанием образовательных областей «Познавательное развитие»,«Речевое
развитие»,«Социально-коммуникативное развитие».
- Центр книги, содержащий художественную и документальную
литературу для детей, обеспечивающую их духовно-нравственное и
этико-эстетическое воспитание, формирование общей культуры, освоение
разных жанров художественной литературы, воспитание любви и интереса к
художественному слову, удовлетворение познавательных потребностей в
интеграции содержания всех образовательных областей.
- Центр театрализации и музицирования, оборудование которого
позволяет организовать музыкальную и театрализованную деятельность детей в
интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное
развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
- Центр уединения предназначен для снятия
психоэмоционального напряжения воспитанников.
- Центр коррекции предназначен для организации
совместной деятельности воспитателя и/или специалиста с детьми с ОВЗ,
направленный на коррекцию имеющихся у них нарушений.
- Центр творчества детей, предназначенный для
реализации и продуктивной деятельности детей (рисование, лепка,
аппликация, художественный труд) в интеграции с содержанием
образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие».
- Центр краеведения и патриотизма детей, оборудование
которого позволяет организовать совместную деятельность по воспитанию
толерантного отношения к другим народам и людям различных национальностей;
сформировать духовно-нравственное отношение ребенка к семье, стране,
природе родного края; воспитать у дошкольника чувство собственного
достоинства; в интеграции с содержанием образовательных областей
«Познавательное развитие», «Речевое развитие»,«Социально-коммуникативное
развитие».